Музей Гуггенхейма
Появление в том или ином городе нового архитектурного шедевра может порой полностью изменить представление мира об этом городе. Именно это и произошло с Бильбао — портом на севере Испании, который до открытия в нем в 1997 г. музея Гуггенхейма (архитектор Фрэнк Гери) находился в весьма плачевном состоянии.
Не прошло и года после открытия музея, как его фантастическое здание из титана стало всемирно признанным шедевром архитектуры; число посетителей музея уже превысило 2 млн. человек. Очертания здания некоторым людям отдаленно напоминают корабль; другие же считают, что он больше похож на покрытую чешуей рыбу (эта форма особенно любима Фрэнком Гери).
Сооружение поражает своей оригинальностью, несоответствием всем правилам и канонам архитектуры — и традиционной, и современной. Кажется, что Музею Гуггенхейма тесно на отведенной для него площадке и он «тянется» к реке Нервьон — скользя по протяженной Длинной галерее под автомобильным мостом вдаль.
«Продуманное безумие»
На первый взгляд здание кажется безумным сочетанием немыслимых геометрических форм; у него изогнутые стены, асимметричная крыша, свисающие выступы.
Интерьер музея тоже необычен. За вестибюлем через устремленный ввысь атриум идут узкие дорожки; шахты лифтов имеют высоту 50 м. Стены залов то «наклоняются», то «опрокидываются» и, кажется, опровергают все законы физики. Однако при всей ее кажущейся хаотичности внутренняя планировка тщательно продумана. Постоянная экспозиция размещена в 10 залах привычного дизайна, облицованных полированным камнем. Девять других галерей с причудливо изогнутыми фасадами из титана используются для передвижных выставок, посвященных современному искусству с его «странностями».
Длинная галерея протяженностью 130 м и шириной 30 м предназначена для монументальных произведений искусства — настолько колоссальных по размеру, что их не представляется возможным выставить ни в одном другом музее. Выставочная площадь составляет 11 тыс. м2 — почти половину общей площади музея.
Невообразимое нагромождение причуд геометрии в неоднозначном по своим оценкам Музее Гуггенхейма в древнем городе (основан в 1300 г.) Бильбао подчеркивает культурное возрождение Страны Басков.