MODERNECTURE.RU

Главная > Европа > Плотина на Шельде

Плотина на Шельде

Более четверти территории Нидерландов находится ниже уровня моря, поэтому голландцы славятся изобретательностью в решении актуальной для них проблемы борьбы с наводнениями. Это особенно наглядно демонстрирует крупнейшая в мире плотина, расположенная в районе впадения реки Шельды в море; она защищает Зеландию от постоянной угрозы затопления.


На строительство плотины, завершенное в 1987 г., было потрачено 3,1 млрд долларов. Ее возведение стало составной частью проекта «Дельта» по созданию мощной защиты от штормовой волны, разработанного после катастрофического наводнения 1953 г., унесшего жизни 1835 человек и разрушившего более 4000 жилых домов. Изначально проект предполагал возведение сплошной дамбы, которая резко сократила бы уровень приливов, превратив реку Шельду у впадения ее в море в солоноватое озеро и тем самым нанеся большой ущерб экологии. Однако в 1973 г. началась кампания против этого проекта. Работа над проектом — обновленным и серьезно переработанным — возобновилась через четыре года. Вместо сплошной дамбы была построена плотина, которая в обычных условиях открыта во время прилива и сокращает поток воды всего на 25%. Стальные шлюзовые ворота шириной по 40 м закрываются только в том случае, если уровень воды поднимается на 3 м выше ординара. Плотина может выдерживать чрезвычайно мощный напор волны.

Строительство длилось 8 лет и потребовало невероятных, поистине титанических усилий. Дамба состоит из трех секций, установленных на 65 бетонных опорах длиной почти 40 м и весом 18 тыс. т каждая. Их отливали на насыпном острове, где были устроены верфи и доки (в том числе и сухие).

Высшая степень профессионализма

Одновременно с отливкой опор шла подготовка морского дна. Прежде всего необходимо было с помощью гигантских вибрирующих «игл» укрепить песчано-илистую почву, удалив из нее излишнюю влагу. Затем, после выравнивания поверхности дна, на него были уложены наполненные гравием «матрасы» — прочная основа для опорных столбов, доставленных к месту установки из сухого дока мощным краном. Заключительным этапом строительства стала установка 62 стальных ворот.

По мере изменения климата эта плотина, возведенная в бурном море и уходящая в глубину на 40 м, становится все более необходимой. В 1987 г. специалисты прогнозировали, что закрывать шлюзовые ворота при штормовой волне придется каждые 4—5 лет. В действительности за первые 7 лет функционирования плотины ее приходилось задействовать уже более 20 раз.


Подразделы

Сто чудес современной архитектуры