Фолькеркское колесо
Это первый в мире поворотный вращающийся подъемник кораблей, построенный в Шотландии, в городе Фолькерк и ставший символом новаторской инженерной и архитектурной мысли. Он работает с поразительной эффективностью, поднимая суда из одного канала и опуская в другой с минимальными энергозатратами. Кроме того, сооружение потрясающе красиво и воспринимается как огромная движущаяся скульптура.
В 1998 г. было принято решение запустить «Миллениум Линк» — проект возобновления судоходства по каналам Шотландии. Предстояло решить весьма сложную с инженерной точки зрения задачу: обеспечить возможность перемещения судов из рек Форт и Клайд в Юнион-кэнал в Фолькерке. Перепад высот между этими водными артериями составляет 35 м. Когда-то для перемещения судов применялась цепочка из 11 шлюзов, демонтированных в 1933 г. после прекращения использования каналов. Вместо восстановления старой громоздкой инженерной системы был предложен проект, сторонники которого пригласили творческую группу — архитекторов и инженеров — разработать более интересный и современный путь решения проблемы судоходства по каналам. Рассматривались многочисленные варианты — от гигантского «чертова колеса» до поворотных площадок, однако после трехнедельной дискуссии ее участники остановились на принципе подъема-спуска судов. Строительство комплекса началось летом 2000 г., а в мае 2002 г. колесо было пущено в эксплуатацию.
Как работает механизм
Эффективность работы Фолькеркского колеса основана на законе Архимеда. Когда судно оказывается внутри стальной гондолы, оно вытесняет соответствующий своей массе объем воды, и внутри гондолы сохраняется постоянная масса - 430 т Энергия 10 гидравлических насосов приводит в действие небольшой электромотор, соединенный с зубчатым колесом 8 м в диаметре, закрепленным на крайней опоре акведука. Планетарный механизм удерживает гондолы, обеспечивая абсолютную устойчивость судов во время перемещения.