Вокзал Лертер
Новый вокзал Аертер в Берлине был построен в 2006 г. на месте старого, существовавшего с 1871 г. в излучине реки Шпрее и разрушенного во время Второй мировой войны. Его возведение стало одним из важных шагов по утверждению Берлина в роли столицы единой Германии, предпринятых после распада Восточного блока и разрушения Берлинской стены в 1989 г.
Этот транспортный узел не только устранил «нестыковки» между железнодорожными сетями разделенной в то время Германии, но и связал страну с высокоскоростной системой железных дорог Европы, а также стал местом пересадки с метрополитена на наземную железную дорогу. Вокзал стал настоящей жемчужиной архитектуры города. Стеклянная крыша вокзала, возведенная с применением самых современных и экологически чистых технологий, является одновременно и не засоряющей атмосферу углеродом электростанцией.
Использование солнечной энергии
Здание вокзала было спроектировано специалистами немецкой фирмы «Фон Геркан, Марг и партнеры». Под ним в подземном тоннеле на глубине 15 м пересекаются пути новой железнодорожной линии «север-юг» (она проходит под руслом реки Шпрее и парком Тиргартен) и линии «восток-запад», проложенной в 10 м над землей в изящном «рукаве» из стекла с цилиндрическими сводами. По обеим сторонам крыши главного вестибюля возвышаются две башни из стекла и стали. Состоящая из стеклянных панелей в «решетке» из легких материалов, крыша в форме эллипса имеет длину 321 м и простирается над 6 платформами.
В южную часть крыши вмонтирован фотоэлектрический генератор из 1440 стеклянных модулей, содержащий 133 200 монокристаллических фотоэлементов высокой мощности. Генератор подсоединен к единой энергосистеме и полностью снабжает здание вокзала электричеством, не загрязняя окружающую среду и не расходуя ни грамма топлива.
Общая площадь здания составляет 180 тыс. м2, в том числе площадь железнодорожных платформ — 35 тыс. м2.