Туннель Монблан
Курортные города — французский Шамони и итальянский Курмайор — разделяет всего 13 км, однако до недавнего времени добраться из одного населенного пункта в другой было непросто. Все автомобильные дороги строились западнее или восточнее, в обход гор, а пеший путь занимал три дня по тропам в центральной части массива Монблан. Идея строительства туннеля в этой местности появилась еще в XIX в., однако правительства Франции и Италии договорились о ее осуществлении только после окончания Второй мировой войны. Пробное бурение почвы на итальянской территории в 1949 г. подтвердило реалистичность проекта, и в том же году было подписано соглашение о строительстве туннеля; однако строительные работы начались только 10 лет спустя.
С инженерной точки зрения это фантастический проект. Транспортный туннель имеет невиданную ранее длину — 12 км и даже сейчас, в начале XXI в., остается самым глубоким в мире: он «вгрызается» в скальную породу на глубину 2480 м.
Строительство в сложных условиях
В процессе строительства использовались технологии, никогда ранее не применявшиеся в таких масштабах. Гигантская машина прокладывала туннель, продвигаясь вперед со скоростью 8 м в день. Работу не раз приходилось прерывать из-за наводнений или обрушения сводов туннеля. Наземные работы в условиях высокогорья зачастую были не менее сложными. Однажды лагерь итальянских рабочих был практически снесен горной лавиной. Несмотря на вызванные такими происшествиями задержки в строительстве, итальянская и французская бригады проходчиков встретились в середине туннеля 14 августа 1962 г.; «нестыковка» их маршрутов составила всего 13 см.
Заключительный этап
После того как из будущего туннеля были вынуты миллионы тонн скальной породы, началось строительство дорожного по лотна и создание сложной инфраструктуры; среди прочего, были установлены воздуховоды и мощные вентиляторы для удаления выхлопных газов. Этот этап строительства продолжался три года.
Открытие туннеля состоялось 16 июля 1965 г., сделав путь из Франции в Италию значительно короче.