Здание корпорации «Сони»
Бывшее здание корпорации «АТ&Т» в Нью-Йорке называют первым небоскребом в стиле постмодернизма; оно символизирует отход от возведения корпоративных небоскребов в виде стеклянной коробки, характерного для последней четверти XX в. Этот проект, устремленный в будущее и в то же время сохраняющий романтизм высотных домов 1920-х гг., его автор Филип Джонсон назвал делом всей своей жизни.
Изящный небоскреб стоит на Манхэттене, на пересечении Мэдисон-авеню и 56-й улицы. В нижней части здания расположена огромная «плаза»; особого внимания заслуживает отделка входов. Самый высокий из них (34 м) имеет форму арки, по обеим сторонам от которой располагаются по три прямоугольных входа высотой по 18 м. Окна башни расположены в виде девяти вертикальных «полос», а наверху — необычный ломаный фронтон, за которым «спрятано» оборудование. Небоскреб отделан розово-серым мрамором из того же карьера, откуда брали камень для отделки знаменитого нью-йоркского вокзала Гранд-Сентрал-стейшн.
Смешение стилей
Здание, строительство которого завершилось в 1984 г., далеко не всеми было воспринято с восторгом. Прежде всего, оно было непохоже на большинство небоскребов того времени — одетых в стекло, с характерной для модернизма чистотой линий. Кроме того, неоднозначно воспринимался и автор проекта, Филип Джонсон, который раньше был приверженцем модернизма и вдруг отказался от своих прежних взглядов. Критики усматривали в архитектуре здания «попурри» различных стилей, включая готику и ар-деко. Джонсон энергично защищал свое детище, утверждая, что оно будет радовать будущие поколения нью-йоркцев. Однако наряду с противниками у здания были и поклонники; критик из газеты «Чикаго трибьюн» Пол Гэпп писал, что с появлением этого небоскреба постмодернизм прочно укоренится в архитектуре корпоративных зданий.
Филип Джонсон является автором проектов и других многочисленных высотных зданий. В 1967—1987 гг. он весьма плодотворно работал в соавторстве с Джоном Берджи. В числе их совместных проектов — небоскреб Интернешнл-плейс в Бостоне, Стеклянная башня компании «РРС» в Питтсбурге, Хрустальный собор в Лос-Анджелесе, культурный центр округа Дейд в Майами, а за пределами США — Национальный центр исполнительских искусств в Бомбее (Индия).
Вообще для построек Джонсона, будь то высотные сооружения или городская библиотека в Бостоне (1967—1972), очень характерно смелое толкование разнообразных архитектурно-стилевых традиций.